Можно ли порт или портовый терминал взять в концессию?

1 Авг
После опубликования Закона Украины “О морских портах” все чаще можно встретить в средствах массовой информации замечания о том, что украинские порты будут передаваться в концессию.
Ниже приводится мнение экспертов ЮФ “Международная юридическая служба” (InterLegal) А.Ницевича и Н.Мельникова.

Принципы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также порядок и условия концессии определяются Законом Украины “О концессиях”. В соответствии со статьей 1 названного Закона под концессией понимается предоставление на основании концессионного договора права на создание (строительство) и(или) управление (эксплуатацию) объекта концессии. При этом право создать (построить) объект концессии либосущественно его улучшить и(или) осуществлять его управление (эксплуатацию) предоставляется с целью:
(а) повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества и
(б) удовлетворения общественных потребностей.
В концессию могут передаваться объекты права государственной или коммунальной собственности, которые используются для осуществления деятельности в таких сферах хозяйственной деятельности, как строительство и/или эксплуатация морских портов и
их инфраструктуры. К объектам права государственной или коммунальной собственности, передаваемым в концессию, относится имущество предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг морских портов и их инфраструктуры. Концессия может предоставляться на отдельные
виды предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации морских портов и их инфраструктуры (статья 3 Закона Украины “О концессиях”).
До вступления в силу основных положений Закона Украины “О морских портах”, т.е. до 13 июня 2013 г., в соответствии со статьями 73, 76(3) Кодекса торгового мореплавания Украины морской порт является транспортным предприятием, которое предназначено для обслуживания судов, пассажиров и грузов. Вышеприведенные положения действующего законодательства позволяют заключить, что в концессию могут передаваться не только вновь создаваемые, но и существующие морские порты и их инфраструктура для управления. При этом в управление (эксплуатацию) могут передаваться не только полностью морские порты и их инфраструктура, но и имущественные комплексы, позволяющие осуществлять отдельные виды деятельности, свойственные морским портам. Отдельные комплексы морского порта, предназначенные для осуществления отдельного (самостоятельного) вида предпринимательской деятельности, могут быть переданы в концессию. Несмотря на предусмотренную законом возможность передачи/получения в концессию морских портов и их инфраструктуры, практике такие примеры не
известны и, соответственно, отсутствуют какие-либо технические/процедурные нормы и правила, позволяющие заинтересованным лицам в полной мере воспользоваться существующей юридической возможностью. По этой причине заинтересованным лицам, по всей видимости, следует руководствоваться процедурными правилами, установленными на случай концессии в других отраслях экономики, например, для
объектов топливно-энергетического комплекса. Представляется, что для получения концессии следует обращаться в Министерство инфраструктуры Украины с соответствующим заявлением, анализом эффективности и технико-экономическим обоснованием его передачи в концессию. Представленные расчеты должны, как мы полагаем, указывать на то, что в случае передачи комплекса в концессию будут достигнуты установленные законом цели:
(а) повысится эффективность использования государственного имущества и
(б) будут удовлетворены общественные потребности, ранее остававшиеся неудовлетворенными.
Таким образом, чтобы оценить возможность концессии порта (его инфраструктуры), необходимо анализировать каждый конкретный проект.
Авторы: А.Ницевич, Н.Мельников
Источник: Транспорт. – 2012. – № 31. – С. 69

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *